Мы часто слышим выражения — «расширение сознания», «эволюция сознания», «пробуждение сознания». И очень редко беремся уточнять значение и смысл понятия «сознания», полагаясь на некоторое всеми разделяемое и потому «общепонятное» значение. Чуть более внимательный подход сразу показывает, что люди совсем не знают что значит «сознавать». Какого рода действие совершает человек, когда он «сознает»? Только ли теоретизирующее думание является «сознаванием» или, все же что-то другое? Какова структура сознания — линейная, циклическая, сетевая? Сознание понимается линейным — от прошлого к будущему, пока мы внутри циклического сознания, в котором старые формы прошлого, воспроизводят себя в формах будущего. Сознание понимается циклически, когда сознающий располагает внешней точкой зрения на цикл. Также сетевые формы сознания невозможно понять, если не преодолены формы циклического сознания. Я предлагаю рассмотреть «сознание» и сознавание как особое специфическое действие и тем отличить его от дел разных и часто бессмысленных и незначительных, но кажущихся очень важными. Наилучшей моделью, поясняющей, иллюстрирующей сознательное действие, нам представляется годовой цикл с его четырьмя сезонами. Пятым элементом форм сознания будет то, что показывает переход в Новый Год. Этот 5 элемент можно нарисовать курсивной «а» — колечко и выход за его пределы, размыкание кольца. Или центром перекрестия. Так мы говорим не об эволюционирующем, прогрессирующем «сознании», но циклическом и потому совершенном — годном. Я постараюсь в своем выступлении оправдать статус Николая у-годника и тем, возможно, вызвать ваше доверие. Не от слова «угодничать», но от ГОДА.Мы знаем, что каждый сезон года располагает 3 месяцами (месяц=мера) и предполагаем, что каждая форма сезонного сознания, в свою очередь, модулируется тремя мерами. Так, располагая 4 сезонами и 3 модальностями каждого, мы получаем формулу, не подверженную эволюционным изменения, но выражающую систему совершенного сознания. Только несовершенное сознание ищет эволюции к «лучшему», совершенное же готовит себя ко встрече с другим Годом, совершенным в СВОИХ 12 мерах. Если понимать формулу сознания не отвлеченно, но строго конкретно, то говоря о Годе, мы говорим о конкретном индивидуальном сознании. Новый Год — это Новый человек, встреча с другой Индивидуальностью. Готов ли каждый из нас столкнуться- встретиться с другим ГОДНЫМ существом, без намерения вовлечь его в свои сезонные формы? Готов, когда укомплектован. Событие отношения одного сознания с другим есть своеобразное огненное КРЕЩЕНИЕ. Тот, кто не готов, будет другого убеждать в том, что «Мы» находимся в одном времени, в одном пространстве, в том, что «мир един», что существует не столкновение — огненное крещение, но эволюция последовательно делающая каждого все более и более совершенными, эволюция, предполагающая и «квантовые переходы», но количество этих переходов не определено. Все вместе, как бы куда-то очень далеко «эволюционируют»…. к богу. Целостному сознанию такая эволюция, в принципе, не нужна, потому-то оно и кажется всем прогрессистам неэффективным, «бездеятельным», «консервативным»… Теперь — самое интересное — расшифровать внятно и исчерпывающим образом цикл целостного индивидуального сознания. Только тогда мы можем выйти из под власти коллективистских привычных представлений и осознать всю утвердительность сознания в себе. Только ГОДНАЯ индивидуальность, наделенная совершенной утвердительнойсилой, вызывает подлинный интерес у подобной ей. Только годная индивидуальность сознательна вполне и ей незачем «эволюционировать», но есть зачем толковать с сознанием другой индивидуальности. Итак, сознание есть, прежде всего, сам сознающий, примерно как СОЛНЦЕ в годовом цикле. Не будем терять из виду это солнце, чтобы мы могли, в конце концов, дойти до СОЛИДАРНЫХ отношений друг с другом. СЕРДЦЕ МУДРОГО ТРОГАЕТ ТОЛЬКО СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА. Попробуем уяснить смену времен года, чтобы получить полномочия ВЛАСТНОГО сознания, то есть такого сознания, которое оправлено формами разных сезонов и не склоняется к специфическим видам насилия, кои характеризуют негодное сознание. Мы различаем пять базовых мотиваций в человеческом существе (пятая — мотивация перехода). Только исчерпав смысл одного мотива, дойдя до его конца, открывается начало другой мотивации. Конечно, она действует и на предыдущей ступени, но бессознательно. Попробую своим слушателям как некоторым КРЕСТЬЯНАМ (крест природного цикла, крест-я), раскрыть-донести сознание КРЕСТО-НОСЦА, того, кто не является пассивным заложником цикла, но всегда его превосходит своей готовностью к Крещению (новый год), к Со- бытию, к событиям сетевого сознания. Рисую крестик (значок умножения). Четыре ветви и центр. Две нижние — это Труд и Власть (над трудом), две верхние — это Игра и Любовь. Земля и Небо. А центр? Абсолютный Смех, как энергия Смерти. Смерть никак не убыток, несчастье, гибель, но то, что ничего не связывает и ничего не разъединяет, то, что преображает земное в небесное, — труд в игру, власть в любовь.Инстинкт Смерти, единственный в своем роде инстинкт, невозможный к присвоению, пониманию, всегда актуальный источник чуда новления. Такая вот простенькая схема. Всемиры, разные вселенные, разные существа, но всеми управляет только Смерть со своими бис-конечными ассоциациями. Пять фундаментальных мотиваций вполне разумного существа: Труд, Власть, (смерть), Игра и Любовь. В каждом из нас доминирует всегда только одна из четырех мотиваций, каждый в определенный момент времени пребывает в своем сезоне. Только тот, кто в центре (=сердце), способен быть «вне времени», поскольку здесь он создает сам КВАНТ времени (-темп) в своем обращении к другому существу. Квантовый переход есть выход за пределы «времени» (=вращение меня), обращение времени в ТЕМП. Здесь мы говорим о ТЕМПераменте сознания. Труд — Весна. Трудно выявить себя из природной среды, трудно почке проклюнуться, развернуться в лист, цветок. Власть — Лето. Лето всевластно тем, что обнажает и содержит в органичном единстве все виды влияний. Власть организует труд. Игра — Осень. Осень выявляет семя, зерно, показывает каждую вещь в ее собственной природе. Игра начинается там, где власть настолько совершенна, что ей не нужно властвовать ни над чем, поскольку каждый самовластен. Осень — как престол анархического сознания. Но такое сознание способно к игре, оно ищет правила игры. Играющее сознание говорит о зрелости индивидуальности, о способности относится к другим вещам как не связанным единым основанием. Любовь — Зима. Здесь мы говорим не о явной весенней «любви», но тайной, зимней, ночной. Способность осознать такую любовь есть у очень редких мудрецов. Массы людей всегда в плену привычных «дневных» представлений о любви, питаемы»земными» соками, не сознают эту ветвь неба. Сознательную сердцевину любви выявить, не пройдя поле осени, — поле игровых отношений, на котором сознание О-ПРАВЛЯЕТСЯ — не-воз-мож-но. Смерть — Новый год. Быть настолько блаженным, чтобы не испугаться «оторваться» от свойств своего Года, подступиться к другому Году. Смерть — это самоотверженность особого рода. Только здесь возможно преображение самого языка и вместе с ним носителя языка — человека. 4 сезона мы можем соотнести с 4 статусами человеческой личности, какими они мне представляются: Труженик — Господин — Друг (гражданин) — Брат (родственник). Субординация возможна только в отношениях труда и господства. Гражданские (социальные) отношения предполагают РАВНОПРАВИЕ, над которым не стоит какая- либо господствующая инстанция — «высший разум», «бог», «царь». Это отношения ГОРИЗОНТАЛИ. Итак, две земные ветви — отношения субординации, две небесные ветви — равноправия. Вертикаль и горизонталь. Вкратце мы обозначили сезоны года. Теперь попытаемся раскрыть смысл трех модальностей каждого из сезонов. Разобраться в «трех соснах» и не заблудиться. Сначала вопрос. Не являются ли наши чувства, желания, формы сознания производными величинами некоторых более тонких процессов? Мы утверждаем, что это так. Как уместно обозначит эти процессы одним словом? Мне представляется наиболее точным словом — ЭМОЦИЯ. Не будем смешивать ее с чувственными ощущениями, со всем их психологизмом и эзотеризмом «сверхчувственного», или с формами нашихжеланий, нашей воли. Эмоция как таинственный двусторонний процесс, осознание которого почти невозможно. Но есть три кита на которых стоит эмоция. Назовем этих китов модулирующими факторами. Это не умственные (ментальные) установки, не «божья воля», не структура «бессознательного», но нечто другое. В сторону «трех китов» указывают троичные конструкции языка: хочу-могу-должен, свобода-равенство- братство, вера-надежда-любовь, тело-душа-дух и др. Попробуем не через голову, а эмоционально настроится на «святое святых» годного сознания — ТРОИЦУ. Здесь нам необходимо различить три области в понимании смысла эмоций. В первой области мы имеем дело с вещами данными нам как ЗНАКИ. Здесь сознание предельно ЛЕГКОМЫСЛЕННО, гипотетично, освобождаясь от весомости чувственно достоверных вещей, которые тяжелы, горячи, тверды и т.д. Знак есть знак невесомости. Эмоциональность здесь есть такое ощущение, которое позволяет любые ассоциации, любой вымысел. Каждая вещь может как знак соединится с другим самым невообразимым образом. При этом каждый знак предельно ХАРАКТЕРЕН. Весь мир в таком эмоциональном поле кажется чарующим мифом. Смотреть на вещь, но видеть знак — странное ощущение. Во второй области знак приобретает ЗНАЧЕНИЕ. Это уже содержательный знак. Здесь мы можем выделять более значимые вещи, устанавливать приоритеты. В значении знак приобретает темперамент. Когда мы скользим по лицам людей как нейтральным знакам — это гипотетическая модальность, но когда мы выделяем среди знаков те, что имеют значения, мы попадаем в поле нормативного сознания, — действительности, которая направляет нас в сторону ДОЛЖНОГО, более значимого. И, наконец, венчает значащее сознание сознание, которое вбирает в себя и легкомысленность знака и нормативную нагруженность значимого. Это есть СМЫСЛОВОЕ сознание, собственно, РАЗУМ. Эту модальность можно назвать модальностью вещих смыслов, она являетсяоснованием для осмысленных утверждений по поводу чего- либо. Логически ее можно назвать АПОДИКТИЧЕСКОЙ модальностью. Подлинный интерес в нас вызывает только вещь предъявляющая себя нам вполне аторитарно- утвердительно, с полнотой смысла. Такая вещь представляется достоверной, только ее можно положить в основание храма. Если в своих эмоциях мы находим и сознаем все три модальности, мы можем справиться с любыми проблемами, куда бы нас не забросила судьба. Третья модальность определяет властное утвердительное сознание. Утвердительное сознание отчетливо обозначает и начало и конец процесса, что не могут две предшествующих модальности. Как утвердительные существа, мы подступаемся друг к другу не на основе субъективных значений, специфических для каждого, но с точки зрения сущностного утвердительного смысла. Если вторая модальность очарована «диалогом», то в третьей модальности диалог отступает на второй план, а на первый — выходит монолит необходимого смысла. Именно он призывает, как некое общее эмоциональное поле, к согласию разных индивидов, к солидарности. Утвердительное существо сознания предельно великодушно и миролюбиво. Новое сознание есть сознание мировых существ вплетенных своим волевым потенциалом в сеть мировых отношений. Так мы можем говорить о космичности такого сознания. Здесь каждый представлен другому как Личность свободного сознания, не заложник планетного логоса, но гражданин мирового содружества